Львиная доля детских игрушек, продаваемых в России, является подделкой. Недобросовестные компании изготавливают их с нарушением технологий производства, используют некачественное и токсичное сырье. Большая часть импортных товаров завезена в страну нелегально. Проблема приобрела глобальные масштабы и создает серьезную угрозу жизни и здоровью детей. В связи с этим правительство России приняло единогласное решение: внедрить маркировку детских игрушек. По традиции, все начинается с эксперимента.
Эксперимент по маркировке игрушек начался 20 декабря 2023 года и рассчитан почти на 1 год. Предприниматели участвуют в «пилоте» на добровольной основе. Коды маркировки на период эксперимента выдаются бесплатно.
Пилотный проект завершится 1 декабря 2024 года, после чего будет объявлена дата старта обязательной маркировки игрушек. Пока точные сроки не обозначены.
Какие детские товары подлежат маркировке
Маркировке «Честный ЗНАК» подлежат игрушки для детей возрастом до 14 лет:
Самокаты, педальные машины и другие аналогичные игрушки на колесах, кроме трехколесных велосипедов, куклы и коляски для них, модели в уменьшенном виде для развлечений, головоломки, карточные игры, наборы электрических гоночных автомобилей, настольные или комнатные игры (пинбол, бильярд и др.) для детей.
Как и на другие товары, прослеживаемые через систему «Честный ЗНАК», на детские игрушки наносят маркировку в виде кодов Data Matrix.
Средство идентификации состоит: из кода товара GTIN (14 цифр); индивидуального серийного номера (13 символов); кода проверки или «криптохвоста» (4 знака).
Суть внедрения маркировки — отслеживание товаров по логистической цепи через «Честный ЗНАК» с помощью кодов Data Matrix. Таким образом государство старается очистить российский рынок от некачественной продукции и вывести «из тени» недобросовестных производителей. Рассмотрим схему работы с маркированными детскими игрушками — от производства до продажи конечному потребителю:
Производитель выпускает плюшевые мишки или настольные игры. Заказывает средства идентификации на каждую единицу продукции, печатает на принтере этикеток, наносит на упаковки и вводит в оборот. При отправке товаров оптовику — создает электронный УПД, где указывает наименования отгружаемой продукции и соответствующие ей коды Data Matrix.
Оптовик получает детские игрушки. Проверяет их качество и количество (путем считывания штрих-кодов с помощью ТСД). Подтверждает УПД. При отправке товаров рознице, как и производитель, формирует свой УПД.
Розница проверяет прибывшую продукцию по такой же схеме, как оптовик. Подтверждает приемку — детские игрушки поступают на баланс магазина.
При продаже товаров покупателям кассир сканирует штрих-коды с помощью 2D-считывателя, проводит операцию через онлайн-кассу. ОФД отправляет данные о продаже в «Честный ЗНАК».
Эксперимент по маркировке детских игрушек завершится 1 декабря 2024 года. Скорее всего, в этом же месяце начнется регистрация участников рынка в системе «Честный ЗНАК». А вот требования по нанесению средств идентификации на изделия, вероятно, вступят в силу в начале 2025 года.